Я оговорюсь сразу, поскольку труды Иоанна Дунс Скота доступны в переводе лишь в виде избранных глав, то невозможно до конца понять законченность его мыслей, поскольку неизвестно, о чем речь шла до этого места и сам перевод вызывает много вопросов, поэтому привожу в т.ч. и оригинал текста на латыни.
В упомянутой главе речь идет о достижении человеком состояния, в котором ему открывается божественное откровение. И здесь Иоанн Дунс Скот рассматривает два вопроса, из которых первый – это возможно ли человеку в рамках развития собственного разума с момента своего рождения и идя путём рассуждения и постижения законов мира дойти последовательно до состояния, в котором ему откроется божественное откровение. На это он говорит о том, что божественное откровение – это в некотором смысле награда, полученная человеком, которая не является предметом естественного познания и не может быть получено в следствии естественного познания мира доступного человеческому разуму и зависит лишь от воли божьей.
Не берусь судить о воле божьей, но вот вопрос о том, как будет воспринято человеком знание о чем-либо, что выходит за пределы известной ему части мироздания мне кажется важным, но самое главное – может ли человек получить такое знание и прийти к нему каким-либо естественным путём, либо же этот путь в любом случае лежит через обращение к существам более высокого порядка?
Второй вопрос, который он ставит – это вопрос об отличии естественного и сверхъестественного. Данный вопрос он ставит исходя из способа получения человеком знаний о природе вещей и явлений нашего мира.
Естественное он рассматривает, как результат работы разума, который познаёт мир, его законы. Он говорит о разуме, который путём последовательного рассуждения строит образ окружающего мира и идет в своем рассуждении от некоторого начала, от момента своего рождения, к созданию насколько возможно полной и непротиворечивой картины мира.
Сверхъестественным же в данном случае является то, что выходит за рамки естественного, не может быть познано путем последовательного рассуждения и не соответствуют правилу «если-то». Как пишет Иоанн Дунс Скот, познание идет от «причины» (propter quid) к «следствию» (quia), сверхъестественное же не связано с предыдущим опытом и не может быть объяснено через причины известные человеку.
Таким образом сверхъестественное, а в его рассуждении речь идет о божественном откровении, является знанием, полученным о тех областях мироздания, до которых человек не может дойти своим рассуждением в силу ограниченных возможностей собственного разума. Видимо можно это понять так, что в своём постижении бесконечной вселенной, человек ограничен собственным временем жизни за который ему доступен лишь ограниченный путь рассуждения, которое заканчивается одновременно с отведенным человеку сроком и если идти к знанию последовательно, то мы просто не можем сделать то необходимое количество шагов в рассуждении, которое привело бы нас к необходимому знанию.
Дополнительному к этому на рассуждение человека чаще всего накладываются дополнительные ограничения в виде правящего мировоззрения, которое предписывает направление поиска знаний и не позволяет человеку думать шире, чем это предписывает правящее мнение. Но это тема отдельного разговора.
Возвращаясь к работе человеческого разума, важно увидеть, что
Иоанн Дунс Скот очень точно говорит о нём и особенностях его работы, в нашей время мало кто обладает таким же пониманием: