БЕРЕЖЛИВОЕ СОЗНАНИЕ И НАУКА ДУМАТЬ

Попытка разобраться в том, почему бережливое сознание плохо приживается на российской почве
Без продумывание дела, выстроить бережливое производство невозожно, поэтому прежде чем приступать к бережливости необходимо вернуть разум в организацию дела.

Сначала немного истории


Для многих людей русской культуры, особенно среди работников промышленных предприятий слово бережливость воспринимается как экономность или необходимость экономить.


При этом, если на уровне высшего руководства предприятий необходимость экономить воспринимается как важная составляющая управления, то на уровне руководителей среднего звена и ниже задача экономить воспринимается как стихийное бедствие, которое приведёт к неизбежному ухудшению условий труда и качеству работы, но и возможно к нарушению производственного цикла, и к непоправимым последствиям.
Такое отношение к экономии имеет свои объективные причины, которые возникли в ходе исторического развития отечественной науки управления и экономики.

Многие крупные предприятия современной России создавались и начинали свою производственную деятельность в эпоху СССР, собственно говоря, весь основной промышленный потенциал сохранился еще с того времени. Отличительной чертой того времени является то, что прибыль не являлась целью созданию предприятий, в условиях плановой экономике главная задача сводилась к выполнения плана по выпуску той или иной продукции, что очень часто приводило к несоразмерным затратам на строительство производственных помещений, раздутым штатам ИТР и соц.работников, низкой производительности труда, высоким непроизводственным издержкам, а в сфере товаров народного потребления – очень низкому качеству производимой продукции или оказываемых услуг, что в условиях отсутствия конкуренции не выглядело проблемой для руководства предприятий.

В тоже время, очевидные успехи предприятий в странах с рыночной экономикой, привели к необходимости всецелого изменения отношений к управлению предприятиями, а в последствии и к управлению экономикой страны. И именно в таком, неконкурентоспособном виде бывшие советские предприятия вступили в рыночные отношения и конкурентную борьбу с предприятиями, выросшими в условиях жесткой конкуренции, борьбы за прибыль и за покупателя.

В такой ситуации, многие предприятия прошли путь внутренних изменений, который с неизбежностью приводил к необходимости жестко экономить, чтобы выжить. В это время вошло в обиход выражение «резать расходы», а с учетом экономических кризисов, которые переживала наша страна, многие на себе ощутили последствия таких, хотя вероятно и необходимых методов, когда резали по живому.
В результате мы имеем культуру управления, когда экономические службы ищут, чтобы урезать в расходах, а производственные подразделения защищают свои расходы и к задаче экономить, а значит и работать бережливо относятся негативно и даже враждебно.

Но в тоже время, мы по-прежнему ощущаем серьезное отставание российских предприятий от зарубежных и по условиям труда, и по качеству производимой продукции, а главное по получаемой прибыли и успешности в конкурентной борьбе.
На сегодня, в западной методологии управления, бережливость принята как основная стратегия развития внутренний процессов предприятия, которая и помогает достигать успехов в их работе. При этом бережливость успешных западных компаний – это явно не тот подход, когда режутся затраты, или как сейчас стало модно говорить «резать косты», от слова cost, что в переводы с английского означает расходы.

Бережливость, которая вошла в наш язык, как термин определяющий методологию организации производственного процесса, не вполне соответствует исконному значению этого слова. Термин Бережливое производство возник, как перевод термина Lean Production, который в свою очередь возник, как осмысление опыта японских производителей автомобилей американскими исследователями, при этом в самой Японии такая система ориентирована в первую очередь на качество продукции, а не на экономию. Американских производителей привлекло в данной системе то, что производственная система, принятая у японских производителей, позволяла получать значительно более высокую прибыль, чем на американских предприятиях, при этом обеспечивая высочайший уровень качества производимой продукции. Т.е. экономика японских предприятий строится не на том, чтобы экономить всё, что можно, а на том, чтобы экономить с умом.

И похоже именно эту часть в России потеряли, когда начали переносить японские практики, через американское прочтение на нашу почву.

В действительности японский подход к организации производственного процесса заключается в продумывании его мельчайших деталей и в раках строгого целеустроения:
1
Обеспечить высокое качество на каждом участке процесса. При этом под качеством в данном случае подразумевается не качество конечного продукта, которое оценивает покупатель, а внутреннее качество, когда каждый работник находящийся в цепочке процесса создания какого-либо продукта является главным контролером качества, получая полуфабрикат от предыдущего исполнителя и таким образом непрерывная цепочка контроля качества обеспечивает высочайшее качество изделия на выходе готовой продукции.
2
Сокращение всех видов потерь на каждом участке производственного процесса. Здесь ключевым является сокращение именно потерь, а не расходов, как это принято в российской практике. На этом примере мы начинаем отчетливо видеть роль языка в деле, когда мы ставим задачу сокращать расходы, а это на производстве расходы, связанные с производством продукта, с непосредственным преобразованием сырья и материалов в готовую продукцию, то мы начинаем использовать более дешевые материалы, привлекать работников более низкой квалификации и т.д. Если же мы ставим цель сокращать потери, то перед нами встает задача сначала выявить потери, разобрать причины их возникновения, а затем продумать способы их устранения.
Отсюда мы переходим к главному в нашем разговоре.

Бережливость – это отнюдь не сокращение затрат в погоне за прибылью, бережливость – это задача продумывания деятельности предприятия по сокращению потерь и обеспечению высокого качества производимой продукции на всех участках её производства.
А для нас это должно означать, что если мы ставим задачу внедрения Бережливого метода управления на российских предприятиях, то это задача именно внедрения Науки думать. И здесь видится ключ к успешности.

Русский человек - думающий человек.

А лучше человека, который каждый день выполняет определенную работу вряд ли кто-то может придумать как сделать её лучше, а для этого нужно просто предложить ему подумать, а в идеале и поддержать рублём.

И если мы изменим задачу с того, как найти, чтобы сэкономить на задачу продумать, а как то, что ты делаешь делать лучше и при этом избегать потерь, то мы открываем дорогу к тому, как создать на предприятиях особый дух, когда каждый может внести вклад общее дело за счет собственных мыслей и предложений по повышению качества работы на своём рабочем месте и тем самым повысить успешность и конкурентоспособность всего предприятия.

Правда для воплощения такой организации работы, необходимо будет научиться слышать и слушать, руководителям, своих подчиненных, а подчиненным своих руководителей. А ничего так не способствует пониманию друг друга, как общий язык, который понятен всем участникам производственного процесса.

© Леонид Просветов
Made on
Tilda