Сначала немного истории
Для многих людей русской культуры, особенно среди работников промышленных предприятий слово бережливость воспринимается как экономность или необходимость экономить.
При этом, если на уровне высшего руководства предприятий необходимость экономить воспринимается как важная составляющая управления, то на уровне руководителей среднего звена и ниже задача экономить воспринимается как стихийное бедствие, которое приведёт к неизбежному ухудшению условий труда и качеству работы, но и возможно к нарушению производственного цикла, и к непоправимым последствиям.
Такое отношение к экономии имеет свои объективные причины, которые возникли в ходе исторического развития отечественной науки управления и экономики.
Многие крупные предприятия современной России создавались и начинали свою производственную деятельность в эпоху СССР, собственно говоря, весь основной промышленный потенциал сохранился еще с того времени. Отличительной чертой того времени является то, что прибыль не являлась целью созданию предприятий, в условиях плановой экономике главная задача сводилась к выполнения плана по выпуску той или иной продукции, что очень часто приводило к несоразмерным затратам на строительство производственных помещений, раздутым штатам ИТР и соц.работников, низкой производительности труда, высоким непроизводственным издержкам, а в сфере товаров народного потребления – очень низкому качеству производимой продукции или оказываемых услуг, что в условиях отсутствия конкуренции не выглядело проблемой для руководства предприятий.
В тоже время, очевидные успехи предприятий в странах с рыночной экономикой, привели к необходимости всецелого изменения отношений к управлению предприятиями, а в последствии и к управлению экономикой страны. И именно в таком, неконкурентоспособном виде бывшие советские предприятия вступили в рыночные отношения и конкурентную борьбу с предприятиями, выросшими в условиях жесткой конкуренции, борьбы за прибыль и за покупателя.
В такой ситуации, многие предприятия прошли путь внутренних изменений, который с неизбежностью приводил к необходимости жестко экономить, чтобы выжить. В это время вошло в обиход выражение «резать расходы», а с учетом экономических кризисов, которые переживала наша страна, многие на себе ощутили последствия таких, хотя вероятно и необходимых методов, когда резали по живому.
В результате мы имеем культуру управления, когда экономические службы ищут, чтобы урезать в расходах, а производственные подразделения защищают свои расходы и к задаче экономить, а значит и работать бережливо относятся негативно и даже враждебно.
Но в тоже время, мы по-прежнему ощущаем серьезное отставание российских предприятий от зарубежных и по условиям труда, и по качеству производимой продукции, а главное по получаемой прибыли и успешности в конкурентной борьбе.
На сегодня, в западной методологии управления, бережливость принята как основная стратегия развития внутренний процессов предприятия, которая и помогает достигать успехов в их работе. При этом бережливость успешных западных компаний – это явно не тот подход, когда режутся затраты, или как сейчас стало модно говорить «резать косты», от слова cost, что в переводы с английского означает расходы.
Бережливость, которая вошла в наш язык, как термин определяющий методологию организации производственного процесса, не вполне соответствует исконному значению этого слова. Термин Бережливое производство возник, как перевод термина Lean Production, который в свою очередь возник, как осмысление опыта японских производителей автомобилей американскими исследователями, при этом в самой Японии такая система ориентирована в первую очередь на качество продукции, а не на экономию. Американских производителей привлекло в данной системе то, что производственная система, принятая у японских производителей, позволяла получать значительно более высокую прибыль, чем на американских предприятиях, при этом обеспечивая высочайший уровень качества производимой продукции. Т.е. экономика японских предприятий строится не на том, чтобы экономить всё, что можно, а на том, чтобы экономить с умом.
И похоже именно эту часть в России потеряли, когда начали переносить японские практики, через американское прочтение на нашу почву.В действительности японский подход к организации производственного процесса заключается в продумывании его мельчайших деталей и в раках строгого целеустроения: