потерянная душа

Природа человека являет собой удивительно непознанное, мы совершенно не представляем себе насколько глубокий мир был открыт русскому человеку, человеку носителю души
Наше общество переживает несколько одновременно протекающих явлений, которые находятся в явном противоречии друг с другом.
С одной стороны, происходит, а точнее уже произошло изменение нашей культуры под влиянием Америки.
Американизмы проникли во все сферы культуры, науки и образования, и даже русский язык претерпел очень много изменений за счет влияния английского языка и, хотя сейчас, на фоне внешнеполитических факторов этот процесс затормозился, объективно в России никто не перестал смотреть американские фильмы, употреблять английские слова и т.п.
В принципе, паузой в идеологическом давлении Запада воспользовались в основном только сторонники коммунистической идеологии и борцы за возрождение Советского Союза, отдельно пробиваются голоса сторонников именно русского возрождения, но они практически не слышны на фоне ставших безликими средств массовой информации и пытающихся пробиваться через соц. сети разного рода сталинистов.

С другой стороны нельзя отрицать рост влияния Русской Православной церкви, оно почти незаметно через СМИ, но при этом количество храмов увеличивается, растет количество воцерковленных людей и церковных общин. Стоит отметить, что почему-то подобные изменения общественной жизни практически не находят отражения в массовой культуре, гораздо чаще в каком-нибудь телесериале может мелькнуть упоминание какого-нибудь экстрасенса или гадалки, которые с начала 90-х начали активно предлагать свои услуги, чем влияние Церкви на общественный уклад.

Если заглянуть в историю, то можно сказать следующее – революция 1917 года изменила не только общественно-политический строй России, но и полностью изменило культуру российского общества. В результате политики, проводимой большевиками, был сформирован принципиально новый советский человек, по крайней мере такая цель ими была заявлена, насколько получилось им реализовать свой замысел вопрос открытый, но совершенно точно сломать старый мир им удалось.

Вероятно, самым значимым изменением в общественном укладе стало искоренение из сознания русского человека такого понятия как душа. Можно уверенно сказать, что Русский Мир был миром души, а сам русский человек был в первую очередь живой душой и именно на знании души человеческой строился весь быт и образ жизни русского человека. Даже русский язык, как показывает семантический анализ, хранит в себе описание человека, как носителя души, что фактически означает, что осознание, видение души человеческой и являлось основой традиционной русской культуры.

Впрочем, русский язык до сих пор сохранил в себе память о душе:
Когда русские заглядывают в комнату и видят, что там никого нет, они говорят «ни души». То есть главное в человеке — это душа. А англодумающие в таких случаях говорят «nobody» — нет туловища. Это очень точно отражает их психологию. Для них человек это туловище, а для нас — душа.
Михаил Задорнов, писатель-сатирик
Но вот, что интересно, в 1991 году Советский Союз пал, появилась свобода слова, казалось бы, стало можно вернуть душу в наш мир, но этого почему-то не произошло.

В этом месте, хочу поделиться еще одним наблюдением. Если мы заглянем в XIX век, то мы увидим следующее. Во второй половине XIX века и первой половине ХХ века на лицо было явное противоречие между правящими мировоззрениями между Россией и Западом, начиная с труда Сеченова «Рефлексы головного мозга», Россия взяла курс на искоренение правящего мировоззрения и через науку внедрение в умы материалистических идей, в итоге отразившихся в трудах академика Павлова и в том числе породившими такую науку как педология, однако такое явление даже для сталинского времени оказалось явным абсурдом и было ликвидировано в 1936 году, но тем не менее исследования Павлова в области условных и безусловных рефлексов стали библией отечественной психологии.

В тоже время, в Западной Европе, еще Фридрихом Энгельсом был введен термин «вульгарный материализм» относительно работ в области физиологии человека построенных на дарвиновской теории эволюции и попыток сведения всего многообразия душевной жизни человека к физиологии и деятельности центральной нервной системы. И в то время, когда Советская Россия трудами академика Павлова стала родиной науки о центральной нервной системе определив границы развития отечественной психологии на следующие сто лет, Западная Европа подарила миру психоанализ, а затем огромное направление гуманистической психологии.

Если понаблюдать за тот же период за изменением мировоззрений в обществе, то Россию можно охарактеризовать одной цитатой:
– В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита", 1937
При этом в странах Запада развитие шло совершенно другим путём и до середины ХХ века, можно с уверенностью говорить о том, что христианское мировоззрение, пускай в различных формах являлось правящим и лишь во второй половине ХХ века начинают происходить изменения приведшие к тому, что к концу ХХ века правящим мировоззрением в странах Запада стало естественно-научное мировоззрение.
Причины таких изменений требуют отдельного исследований.
Важно, что для России, открывшейся в 1991 году для «света» с Запада эти перемены в западном мировоззрении ничего хорошего, не принесли, а лишь поддержали устойчивое естественно-научное мировоззрение советского периода.

Так или иначе, но в советский период сформировалась устойчива школьная программа обучения детей, в которой без двусмысленных и не требующих доказательств положений рассматривается исключительно анатомическое устройство человека без малейших попыток рассказать о традиционном взгляде на человека. Эта же программа обучения видимо продолжает существовать и сегодня.

В результате всего вышеперечисленного мы имеем довольно странную ситуацию в обществе, когда с одной стороны деятельность Церкви активно развивается, но при этом базовое воспитание всего общества строится на естественно-научном мировоззрении и это касается в полной мере, как мне кажется, и священнослужителей.
На сегодня слово душа полностью вынесено из обиходной речи, его не услышать в том числе и на популярных православных каналах.
Складывается ощущение, что нарративы, созданные в советский период о том, что душа – это есть предрассудки и образованный человек естественно-научного склада ума не может говорить на подобные темы.
Но всё-таки непонятно, почему современные церковные служители также избегают разговора на эти темы, возможно по тому, что не хотят выглядеть архаичными, но вполне возможно, что просто не знают ничего о душе.

Честно говоря, мне совершенно не понятно почему вообще не делается попыток вернуть душу в русское общество.
Я заострил внимание на Церкви, потому что именно от неё как кажется следовало бы ожидать усилий в данном направлении, но в то же время и научное сообщество, по крайней мере психологическое, могло бы запустить общественную дискуссию о душе и хотя бы обозначить её как возможный предмет исследований, но этого совершенно не происходит.

Хотя темы, выхваченные из разных эзотерических учений, вполне могут стать предметом обсуждения в каком-нибудь психологическом сообществе, но всё это больше напоминает игру в мистику, а не попытку разобраться в человеке.
С больною душой, с тоскующим сердцем, с неокрепшим организмом, человек всецело погружается в призрачный мир им самим созданных фантасмагорий, а жизнь проходит мимо, не прикасаясь к нему ни одной из своих реальных услад.
Салтыков-Щедрин М.Е., "Пошехонская старина", 1889
И всё же природа человека являет собой удивительно непознанное, мы совершенно не представляем себе насколько глубокий мир был открыт русскому человеку, человеку носителю души, в те времена, когда, её видели, осознавали и главное понимали. И именно это знание позволило создать то уникальное явление, которое мы называем Русский Мир, хотя сейчас большинству из нас не дано даже близко понять, что же это такое.

© Леонид Просветов
Made on
Tilda