В предыдущих статьях мы много говорили о целях и о том, что именно достижение целей заказчика являются основой успешного выполнения проекта, но, чтобы их достичь их необходимо выявить. А как это сделать? Ответ звучит довольно просто – необходимо понять заказчика.
Мы часто думаем, что понимаем, но так ли мы в этом уверены?
В бытовом разговоре, когда нас спрашивают: «Ты меня понимаешь?», - мы чаще всего отвечаем: «Да».
Но так ли мы уверены в том, что мы действительно поняли и поскольку у нас предмет статьи переговоры с заказчиком, то будем говорить о том, что уверены ли мы, что всегда понимаем заказчика?
Возможно, это прозвучит неожиданно, но для того, чтобы понять заказчика сначала необходимо принять, что мы его не понимаем. Когда мы приходим впервые на переговоры с заказчиком можно с уверенностью сказать, что всё, что мы знаем – это то, что у заказчика есть потребность в решении каких-то задач и потенциально он рассматривает нас как одних из тех, кто может его задачи решить.
Но дальше стоит вопрос о том, какие задачи стоят перед заказчиком? Единственно верный способ – это стать вопрошающим и умеющим слушать и слышать, мало уметь слушать, нужно еще и слышать.
Исходно человек наделен способностью понимания, именно эта способность позволяет нам выжить в этом мире, принять его правила и стать его частью, но в какой-то момент человек перестает понимать, в этом просто отпадает необходимость, мы уже всё знаем об этом мире. И как только мы понимаем, что знаем – наше усилие понять прекращается.
Большинство людей в повседневной жизни такое положение вещей вполне устраивает, зачем тратить силы на понимание того, что и так известно?
Но если мы выступаем в качестве продажника (сейла) или консультанта, которые выходят на переговоры с заказчиком, которые всегда начинаются с одного, со знакомства, а затем всегда должны перейти к шагу понимания заказчика и здесь необходимо отбросить все свои знания и стать чистым слушаньем и начать слышать, а для этого надо оказаться в состоянии непонимания.
Забытое чувство непонимания, мы боимся его и избегаем его.
Казалось бы, такой очевидный ответ, чтобы кого-то понять, надо сначала осознать, что ты не понимаешь его, а это страшно. Просто представьте, что вы идете к заказчику и совершенно не понимаете, что он хочет… Мы всегда стараемся подготовиться к встрече и продумать, что предположительно будет говорить заказчик и что мы ему будем отвечать. Для нашего разума осознание непонимания всегда вызывает определенное волнение, его задача, как только мы что-то не понимаем тут же начать работу и понять, что перед нами.
А значит для нас это и есть основная задача, выключить наш разум и начать делать усилие понимания.
Современному человеку очень трудно представить себе то чувство, когда тебя понимают, мы живем в мире непонимания и настолько забываем его, что пожалуй последние моменты, когда мы помним его – это возможно тот миг, когда встречаем человека своей мечты и делаем усилие понимания, мы хотим его понять и главное, чтобы нас поняли и именно это чувство, что тебя видят, слышат и понимают наполняет тот самый миг счастьем!
Всё остальное время мы живем и общаемся в рамках шаблонов знаний и поведения, особенно это проявляется, когда наша жизнь превращается в рутину, идут одни и те же заказчики с одними и теми же проблемами…
И вот тут, как только вы поняли, что заказчики одни и те же и проблемы у них одинаковые – это означает, что вы их совершенно не понимаете!