разум человека

Наша способность думать настолько для нас естественна, что мы её очень редко замечаем, как воздух которым дышим, но что такое думать?
Главное орудие человека в любом деле — это его разум. Какие бы задачи человек не решал он всегда их решает в разуме.
Казалось бы, должно быть очевидно, что разум для человека должен быть основным предметом изучения и если это возможно, то и предметом развития.
Само название человека, которое дает ему наука, звучит, как Хомо Сапиенс, Человек Разумный.
Мы совершенно определенно существа наделенные разумом! И несомненно, что именно разум связан с нашей способностью думать.

Как кажется, наука, несомненно является плодом человеческого разума и как в не научных трудах искать ответы на вопрос, как человек думает?
Но вот, что настораживает – имя Хомо Сапиенс нам дает зоология...
Вот как звучит, определение Хомо Сапиенса в Википедии:
Хомо Сапиенс
Это самый многочисленный и широко распространённый вид приматов. Принадлежит роду Люди (Homo) семейства гоминид (надсемейство — человекообразные), и выделяется прямохождением, использованием речи для коммуникации с другими представителями вида, использованием орудий труда, а также исключительно развитыми когнитивными способностями, которыми он обязан большому размеру и особенностям строения своего головного мозга.
Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире.

В общем, основное отличие человека от животных с точки зрения науки заключается в размере головного мозга, благодаря которым человек с точки зрения науки и обладает такими уникальными возможностями, как речь и умение использовать предметы труда. Никаких отсылок к человеческому разуму в этом определении нет. О способности человека думать, в этом определении так же нет ни слова.

Если взглянуть в этот вопрос поглубже, то неожиданно выяснится, что несмотря на столь уверенные утверждения ответа на вопрос, как человек думает у науки нет…

Cлова думать даже нет в Википедии, его можно найти только в Викисловаре.
Вот какие пояснения в нём даются к слову думать:
1
Осуществлять мыслительную деятельность ◆ Вот я теперь думаю, думаю, думаю. Из сетевого дневника юноши, 2003 г. [НКРЯ]
2
Мысленно сосредоточиваться на чём-либо; обрабатывать информацию в уме, размышлять ◆ Я повернулся на правый бок, стал думать о том, как мне провести день, и незаметно заснул. З. А. Масленникова, «Жизнь отца Александра Меня», 1992 г. [НКРЯ]
3
Иметь мнение, полагать ◆ Но я думаю, что команды, достойной этих задач, пока нет. «Свободы — сколько возможно. Государства — сколько необходимо», 2 января 2003 г. // «Новая газета» [НКРЯ]
4
Разг. предполагать, замышлять, намереваться ◆ Поначалу я думала выкупить у Литфонда нашу дачу. Елена Митько, «Донцова переезжает на ПМЖ в Шервудский», 2002.10.10 г. // «Вечерняя Москва» [НКРЯ].
Особо обращают внимание источники из которых взяты примеры употребления слова думать. Для нас это должно означать, что слово думать, скорее всего, практически не употребляется в научных работах.

Всё же, одна подсказка тут есть, она скрывается во втором значение:
«мысленно сосредоточиваться на чём-либо; обрабатывать информацию в уме»

Обрабатывать информацию в уме, это уже что-то. Как минимум можно попытаться разобраться с тем, что такое ум и возможно там, в описании ума мы и найдем ответ на вопрос, что такое думать.

Сразу вас разочарую, изучением ума также не занимается ни одна наука, в научных справочниках вы не найдете ни одного определения ума.
Но зато в Википедии статья Ум есть, но что поразительно, ссылки в этой статье идут всего на два источника:
За умом нужно идти либо в энциклопедию 1890 - 1907 гг., либо необходимо обращаться к толковому словарю. Научных исследований в этом направлении просто нет.

Вот, что говорит словарь Ожегова:
Ум
  1. Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. Склад ума. В здравом уме и твердой памяти кто-н. Ни уму Ни сердцу не дает ничего. Не твоего ума дело (ты недостаточно умен, чтобы об этом судить, не тебе это решать; разг. неодобр.). Ум хорошо, а два лучше. Сколько голов, столько умов. По одежке встречают, по уму провожают.
  2. Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. Блестящий ум. Отличаться умом. Природный ум. Ума палата у кого-нибудь.
Единственный вывод, который можно сделать из этих определений - это то, что ум у человека несомненно есть, а у кого-то даже ума целая палата, но что это объяснить никто не может.
Мы привыкли считать, что наука — это движитель прогресса и до неё люди были безграмотные и жили во темь мракобесия, но на самом деле не всегда так.
К сожалению, наука в своём современном виде возникла ни как инструмент поиска истины, а как политический инструмент, она использовался как орудие революций.
Основная её задача была свергнуть власть церкви, на которой строилась власть монархий и открыть дорогу новому, буржуазному порядку, власти капитала. Не берусь судить хорошо это или плохо, это каждый может определять для себя сам, но главное, что надо сейчас увидеть, из-за политики наука в момент своего возникновения и до наших дней вынуждена отказываться от рассмотрения явлений, не вписывающихся в естественно-научную парадигму, т.е. по ряду вопроса наука пошла не путём исследований а путём негласного запрета на исследования в областях выходящих за рамки гипотезы, что бога нет, а человек просто биологическая машина. А сейчас это уже ограничивается рамками отсутствия интереса капитала к таким вопросам как человек. Всех устраивает взгляд на человека как на биологическую машину – это позволяет поддерживать фармацевтические рынки, рынки продуктов питания, а самого человека использовать как винтики в производственных системах, впереди нас ждет эра искусственного интеллекта, поэтому вкладываться в изучение разума человека науке похоже не интересно.

Слова ум, разум – это слова которые существовали за много веков до возникновения науки, наш русский язык, впрочем, как и любой другой человеческий язык возник из прямого наблюдения человека за природой и в первую очередь исследуя самого себя. И наш язык всё еще хранит понятия о множестве способностей человека, которые, к сожалению, становятся устаревающим и забываются.
Кроме ума и разума, русский язык помнит такие слова как рассудок, мышление, размышление и даже мудрость, даже слово хитрость относится к одной из способностей разума, но это уже очень мало кто помнит.

В качестве иллюстрации научного подхода к древним понятиям, приведу цитату начала ХХ века:
...есть названия таких душевных способностей, что от их употребления может быть только вред, так что от них надо отказаться в науке. Прежде всего это - разум и рассудок.

...слово "разум" пригодно только для того, чтобы прикрывать им в наших мыслях неопределенность, туманность и произвольность, а отнюдь не для того, чтобы служить полезным вспомогательным средством для науки.
Со словом же "разум" находится в тесной связи и значение слова "рассудок", так что оно тоже становится каким-то неопределенным и сбивчивым, в следствии чего оно вместе с разумом тоже должно быть изгнано из науки.

Но как же нам сокращенным образом высказываться о душевных явлениях, если мы откажемся от употребления слов разум и рассудок? Очень просто: в науке выработался сделался общепринятым термин - мышление.
А.И. Введенский, "Психология без всякой метафизики", 1917 г.
Спустя 100 лет, в современной российской психологической науке и слово мышление выброшено из рассмотрения, на смену ему пришло слово интеллект.

В так называемой «старой» психологии исчезнувшей в пожаре революции все явления сознания человека, в том числе наша способность думать относились к тонкой составляющей и не связывались с физическим телом, а значит не могли рассматриваться в рамках физиологии, а поскольку была принята научная парадигма, что человек лишь биологическая машина с чуть более развитой ЦНС чем у животных, то всё, что в неё не вписывается было выброшено из научного рассмотрения.

И всё же мы думать совершенно точно можем, а значит будем думать и не просто думать, а учиться управлять этой способностью.

Работа разума – думать, но как он думает? Что, собственно говоря, я делаю когда думаю? И как это вообще возможно? Нейронные связи создаются и исчезают? Или наш мозг подобен большой электрической схеме, где по диодам и триодам бегут электрические разряды, а из них естественно, и сама собой рождается мысль?

Начнем с того, что думаем мы в действительности не мозгом, мозг несомненно играет очень важную роль в нашей жизни и работа разума непосредственно с ним связана, но та часть, которая интересует нас находится вне мозга, точнее сказать сам разум находится не в мозгу, разум – это устройство нашего сознания.

В 1977 году в журнале «Вопросы философии», Владимир Петрович Зинченко (1931–2014) — российский психолог, доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992) и Мераб Константинович Мамардашвили (1930–1990) — советский философ. Доктор философских наук (1968), профессор (1972), опубликовали совместную работу «Проблемы объективного метода в психологии».

В этой работе они поставили вопрос о том, что психические явления не являются абстрактным предметом, а обладают собственной вещественностью, приведу фрагмент их работы:
В психологии, например, кажется обычным рассматривать любой психический процесс, будь то восприятие, память, мышление, как имеющий предметно-смысловое содержание. Но уже сложнее обстоит дело с протяженностью этих процессов во времени и их пространственностью.
В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, "Проблемы объективного метода в психологии", 1977 г.
Т.е., например, вы легко можете вспомнить своё сегодняшнее утро, причем это воспоминание будет по своей сути трехмерным, вы вспомните свою квартиру и свои перемещения по ней, внутри пространства, но что более удивительно вы можете в короткий миг вспомнить все утро, т.е. просмотреть за несколько секунд свои действия которые могли длиться в действительности около часа.
Именно об этих возможностях нашего сознания и говорится, мы в своём сознании можем создавать полноценные картины жизни, причем протяженные как в трехмерном пространстве, так и во времени.
Психическое обладает предметно-смысловой реальностью, которая, существуя во времени, не существует в пространстве. Отсюда обычно и возникает банальная идея поместить эту странную реальность, то есть психическое, в пространстве мозга, как прежде помещали его в пространство сердца, печени и т.п. Ведь обыденному сознанию легче приписать нейрональным механизмам мозга свойства предметности, искать в них информационно-содержательные отношения и объявить предметом психологии мозг, чем признать реальность субъективного, психического и тем более признать за ним пространственно-временные характеристики.
В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, "Проблемы объективного метода в психологии", 1977 г.
Это означает, что наше сознание обладает собственными пространственно-временными характеристиками и существует вне мозга, в отдельной среде, которую принято называть тонко-материальной.

И вот уже в наше время, современный Большой психологический словарь, который был выпущен под редакцией Зинченко уже в 2002 году говорит о сознании следующее:
Идея — это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с "постоянным местопребыванием" в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний.
М.М. Бахтин, русский и советский философ, культуролог, литературовед
Из этого делается вывод, что ключевым является слово «между». Вот в этом между и находится Сознание., в т. ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я...

Т.е. мы думаем не в голове, а между головами.

И далее в том же словаре:
Естествоиспытатели и философы размышляют о Сознании, как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «Сознание — это как бы "всепроникающий эфир" в мире. Или, как сказал бы В. И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы... Коль скоро мы определили Сознание как нечто, что — между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни.
Для того, чтобы изменить фокус своего внимания и увидеть работу собственного разума необходимо сделать одно практическое упражнение.

Наверняка многие когда-либо смотрели в бинокль, в любом случае необходимо попробовать прямо сейчас сложить бинокль из рук и приложить их к глазами, важно посмотреть как бы через два окуляра на окружающий мир.

Вы увидите, что не смотря на то, что вы смотрите через два окуляра вы видите одну картинку и всегда, на чтобы вы не смотрели, вы смотрите двумя глазами, а видите всегда одно изображение.
восприятие человека
Это означает, что вы, точнее ваше внутреннее я воспринимает не прямо внешний мир через глаза, а вы смотрите созданную вашими разумом, которая стоит у вас перед глазами, и это уже обработанное изображение, в котором выполнено совмещение двух картинок.

И смотрим мы не в действительный мир, а в своё представление о нём.

Думает человек точно также, представляя. Наше сознание это пространство в котором действует наш разум, оно предельно точно отражает окружающую действительность, что позволяет успешно строить в нём решения наших задач.

Разум создаёт образ мира – пространства в котором нам предстоит решать свои задачи.
Он наполняем его образами вещей.
Затем он помещает в него образы людей, с которыми нам предстоит взаимодействовать.
А затем разум помещает в это пространство образ меня и затем представляет как я буду действовать в тех или иных условиях, создавая образы действий и когда находит лучшее решение, которое ведет нас к успешности, этот образ действий принимается и мы начинаем его выполнять.
сознание
© Леонид Просветов
Made on
Tilda