ГРАНИЦЫ РАЗУМА Ч.2

Священное писание, мифы и сказки подсказывают нам направление, они говорят о том, что мир шире и больше, чем человек думает, но главное он постижим...
В первой части мы поговорили о том, что такое мировоззрения и как они образуют границы человеческого познания, но эти границы существуют внутри разума и ограничивают лишь осознанную часть действительности или даже образуют собственные миры, не связанные с действительностью, с собственными законами и правилами, на основании которых строятся суждения и выводы. В частности, мы говорили о научном мировоззрении.

Ссылка на первая часть

В этой же части я хочу поговорить о подлинной границе разума, а начать разговор я предлагаю с высказывания схоласта XIII века блаженного Ионна Дунса Скота:
Sed primum obiectum intellectus nostri naturale est ens in quantum ens; ergo intellectus noster potest naturaliter habere actum circa quodcumque ens, et sic circa quodcumcue intelligibile non-ens, quia negation cognositur per affirmationem.
Первым объектом познания [нашего разума] является окружающий мир (бытие) в объёме равном окружающему миру, поэтому наше понимание, естественно, может действовать в отношении всего бытия, а значит и к любому умопостигаемому небытию, потому что отрицание познается посредством утверждения.
Это высказывание во многом совпадает с положением:
В основе всей работы разума лежит Образ мира. Это отнюдь не некая «модель» или «картина», которую можно сменить по собственному выбору, как мировоззрение. Образ мира – это всеобъемлющее отражение мира, его копия, выполненная из пары, точнее, из образов сознания. Видеть мир можно и просто глазами, знать – только через его Образ.

В любой «модели» или «картине» мира мы можем усомниться или можем в неё верить, считать её верной. Чтобы понять, насколько Образ мира отличается от того, что психология называет картинами или моделями мира, надо понять; в Образе мира сомнение невозможно. Сомневаться в собственном Образе мира так же дико, как сомневаться в самом сомнении, или в том, что думаешь ты.
Александр Шевцов, Наука думать
Образ мира – это есть бытие нашего разума.

Наш разум не соприкасается с внешним миром, ему доступна взаимодействие только с впечатлениями, превращенными в образы или, другими словами, с отражением мира в нашем сознании. При этом наше сознание отражает в себе все свойства и явления мира, с которыми позволяет соприкоснутся его природа.

Человек, а точнее наше Я находится внутри внешней по отношению к нам среды, внутри нашего сознания, которое хранит в себе отражение действительного мира или Образ мира. Разум постигает мир именно через его Образ. Поскольку главная задача нашего разума – это обеспечить наше выживание в этом мире, он возникает и строится вместе с Образом мира. Его устройство прямо связано с действительными свойствами окружающего нас мира и именно исходя из знаний о мире разум решает наши задачи.
Разум тесно связан с миром, в котором мы живём, он полностью ему соответствует и действует исходя из его действительного устройства, но он же им и ограничен.

Разум возникает с нашим рождением, другими словами, можно сказать, что он возникает с нашим приходом в этот мир и исчезает с нашим переходом в мир иной, со смертью нашего физического тела. Он связан не только с миром, но и с нашим телом, которое растет и развивается в этом мире, и вместе с ним развивается наш разум. А значит исследование других миров выходит за пределы возможностей нашего разума.

Здесь мы подходим к главному вопросу, что же такое мир, в котором мы живём? Мир видимо можно описать как пространство, имеющее определенные границы, пространство с определенными свойствами, которые включают в себя и свойства вещества известные современной физике, но и свойства, не связанные с материей. Принято говорить, что наш мир включает в себя как материальный мир, так и тонкоматериальный, мир души. Впрочем, возможно, что материальный мир — это всего лишь особое проявление тонкоматериального мира.
Вещество есть на деле огромная концентрация энергии в сравнительно малом пространстве.
Альберт Эйнштейн, Собрание научных трудов
Наш разум знает этот мир, это знание позволяет ему обеспечить наше выживание и решать наши задачи в этом мире. Но важно увидеть, что человек обладает двумя видами знания, первый – это Знание, которым обладает наш разум, знание, накопленное человеком с момента его рождения, знание позволяющее жить, действовать и решать задачи в этом мире, знание, записанное в Образе мира. Второе — это знание, как набор мнений, созданных современной культурой определяющих способ видеть окружающий мир, и объясняющих его явления. В современной культуре принято считать, что наибольший вес имеет мнение высказанное от лица науки и подкрепленное словом «научно», такие мнениями представляют собой информацию, которая хранится на различных носителях, её получает в школе и в институтах, но она чаще всего не связана со Знанием, которым обладает наш разум.

Правящие мнения формируют наши мировоззрения, внутри которых мы можем создавать собственные миры и даже мультивселенные.
Сейчас тема мультивселенной стала одним из популярных направлений фантастики, но все фантазии на эту тему опять же ограничены земным воображением.

Современные научные гипотезы, в том числе и о мультивселенной строятся не в границах разума, а в границах мировоззрений, точнее в рамках естественно-научного мировоззрения из-за чего они определяются лишь искажением законов этого мира.
Наше воображение не создает образы из ничего, оно создает образы из впечатлений полученных от соприкосновения их с действительностью и может создавать образы из других образов, соединяя одно с другим, как например образы крылатых лошадей или искажая имеющиеся образы окружающего мира превращая их во что-то неузнаваемое, что в художественных произведениях обычно и выдается за другие вселенные.

Построение гипотетического мира построенного на принципиально иных законах вообще невозможно, поскольку сама мысль о том, что физические законы, выведенные людьми из наблюдений за свойствами вещества этого мира недопустима. Если посмотреть на данную проблему с психологической точки зрения, то вся современная естественно-научная картина мира строится на одном лишь постулате, что человек венец эволюции, это позволяет смотреть на весь окружающий мир сверху в низ. Принятие идеи непостижимости вселенной при таком взгляде на мир попросту невозможно.

Современный человек утратил способность созерцательного отношения к окружающему миру и закрыл себе дорогу к познанию. Когда-то человечество ликовало, сделав открытие, что Земля круглая, это был как казалось прорыв, но сейчас человек привязан к круглой Земле, без преодоления законов физики добраться дальше, чем до Луны практически невозможно, может быть когда-нибудь получится привезти ведро песка с Марса…
Ютака Кагайя
Сегодня человек не может осознать всю глубину мироздания доступную его разуму, впрочем, очень может быть что так было всегда, человек всегда видел только одну из граней мира.

Скорее всего Иоанн Дунс Скот говоря о познании окружающего мира (бытия) говорил о научном познании, хотя в то время такого понятия еще не существовало, и он называл это философским познанием. При этом его рассуждение строится на том, что такой способ познания мира не способ в силу естественных причин привести к умопостижению всего бытия, через это он объяснял необходимость веры и знаний полученных в виде божественных откровений рассказывающих о гранях мироздания недоступных умопостижению человеком.

С точки зрения двойной природы человеческого знания на этот вопрос можно посмотреть с двух сторон. Человеческий разум способен познать все грани бытия, которые могут быть восприняты человеком, будь то явления физического свойства или присутствие сил, или существ более высокого порядка, проявленных на тонкоматериальном уровне.

Но человек искусственно ограничивает собственное восприятие действительности рамки правящих мировоззрений, в которых отражается мир лишь одной из своих граней. Тогда мы можем говорить о том, что у человека родившегося и воспитанного в определенной культурной среде с детства заложено правящее мировоззрение или другими словами его научили видеть мир как все. Но человеческий дух неукротим и если он обладает неукротимым желанием узнать больше, то человек наделенный таким духом способен выйти за пределы, установленные правящим мнением и посмотреть за границы того, что видят все.

Когда-то о таких людях слагали легенды и о них мифы хранят память передавая повести об их подвигах из поколения в поколения. Наиболее известен миф об Одине, который совершив подвиг смог обрести Знание позволившие стать ему верховным богом среди асов.

Священное писание, мифы и сказки подсказывают нам направление, они говорят о том, что мир шире и больше, чем человек думает, но главное он постижим, важно лишь найти правильное направление.

© Леонид Просветов
Made on
Tilda