Дело либо ладится, либо не ладится, и это понятно любому русскому человеку.
Если за образец лада взять симфонический оркестр, в котором каждая скрипка играет свою ноту, а в целом рождается прекрасная симфония, то и предприятие, на котором присутствует лад работает также.
Каждый работник играет свою ноту, и если нет лишних нот, и все попадают в такт, то работа такого предприятия превращается в произведение искусства, в котором заказы выполняются точно в срок, их поток не ослабевает, работники трудятся в комфортных условиях и получают достойный заработок, а собственник получает хорошую прибыль.
Неладное предприятие выглядит как ужасная, сделанная на неловких шарнирах, сочащихся маслом, скрипящая и грохочущая машина напоминающая гротескных чудовищ в стиле стимпанк, из которой клубы дыма вырываются во все стороны из щелей, которая с великой натугой пробирается по ухабам и поворотам рынка, теряя запчасти и с неизбежностью утрачивающая какую-либо привлекательность и ценность.
В игре оркестра не все так просто, недостаточно знать свою партию и хорошо играть на своём инструменте, в оркестре всегда присутствует дирижер, который и превращает отдельное звучание каждого инструмента в единую симфонию.
Для предприятия таким дирижёром является автоматизированная систему управления и именно от неё настройки будет зависеть то, как соединится труд каждого отдельного специалиста в единое дело, система на грамотно выстроенных бизнес-процессы, гармонично организовывающих всю деятельность предприятия.
Соответственно, вторым шагом подготовки бизнес-процессов к автоматизации должна быть их отладка после того, как схемы бизнес-процессов проверены на их экономичность, необходимо уделить внимание присутствию в них лада.
Необходимым этапом внедрения автоматизированной системы обычно является моделирование. На этом этапе пользователи смотрят как примерно будет работать будущая система на её модели, настроенной на некоем прототипе. Именно в этот момент можно выявить все недостатки проектируемых процессов, так как главным инструментом, определяющим присутствие лада, является человек.
В такой работе важно обеспечить именно сквозное моделирование процессов, чтобы работа моделировалась не индивидуально, в рамках отдельных ролей, а именно как сквозной процесс, чтобы можно было обеспечить взаимодействие пользователей друг с другом.
Чаще всего именно это не делается на этапе моделирования, основной практически всегда применяемый подход – это отработка взаимодействия пользователя и системы, а взаимодействие между пользователями с использованием системы вообще не рассматривается.
Это основная ошибка, которая ведет к проблемам на запуске, когда выясняется, что именно передача информации между пользователями с разными ролями практически не отработана.
Мой опыт показывает, что система строится исходя из посыла максимальной автоматизации и превращения пользователя в придаток машины, который должен отрабатывать процедуры по определенному алгоритму, не задумываясь о том, что и зачем он делает. Правда при этом забывают, что и автоматизированные системы не думают и тогда думанье вообще выпадает из работы, но чаще люди просто продолжают работать как работали до автоматизации, а автоматизированную систему рассматривают, как дополнительное средство для ведения учета.
Здесь и скрывается корень проблемы, почему внедрение автоматизированных систем не дает какого-либо экономического эффекта и не приводит к сокращению расходов на персонал, а зачастую требует его увеличения, потому что работу делать надо, но надо еще и в систему данные вносить.
Давайте представим, что передача заказа от заказчика, до производства или даже до отдела закупок сырья и материалов – это игра в мяч, где мячик (заказ) последовательно передается от одного игрока к другому, тогда в отлаженном процессе, участники играючи передают мяч друг другу, а в процессе где нет отладки кто-то постоянно теряет мяч или передает его другому, не тому, кому необходимо.
Ключевым здесь будет слово «играючи», оно очень близко к ладу, лад всегда связан с игрой, и именно решение производственных задач играючи и будет целевой задачей автоматизацией процессов.
При построении системы, ориентированной на взаимодействия между пользователями, можно вспомнить такой инструмент, как встроенное качество, когда в процессе работы, каждый следующий по процессу пользователь является заказчиком для предыдущего и, соответственно, он является экспертом по качеству работы, выполненной для него.
При таком подходе вся последовательность шагов должна быть выстроена с учетом того, что накопленное качество на каждом шаге позволяет получить наиболее качественный результат от всего проекта, а на этапе проектирования, требования к качеству предыдущего шага процесса помогут выстроить максимально слаженный процесс, обеспечивающий качественный результат всей работы.
И всё же, внутреннее качество позволяет дать оценку качеству отдельных операций по шагам процессов, оно не позволяет оценить какой ценой достигнуто это качество. С точки зрения отладки, лад можно увидеть только глазами внешнего наблюдателя, и эта задача должна лечь на бизнес (функционального) архитектора команды, увидеть весь процесс целиком, насколько легко идет взаимодействие, насколько нравится людям работать в будущей системе и лучшие находки перенести в проектное решение.